Накануне нового учебного года, по сложившейся традиции, школьные учителя провели свою августовскую конференцию, где обсудили успехи и наиболее актуальные проблемы образовательных учреждений Шатойского района, а также наметили перспективы дальнейшего развития системы общего образования горного края. Мероприятие прошло 24 августа в здании районного Дома культуры. В президиуме педагогического форума находились первый заместитель главы администрации Шатойского муниципального района М. Басханов, заместитель главы администрации Х. Сулеманова, начальник Шатойского районного отдела образования Т. Вахаев, председатель районного профсоюза работников образования А. Мадаев и др.
Августовская конференция началась с исполнения государственных гимнов России и Чеченской Республики.
Открыл работу совещания М. Басханов, который в своем приветственном слове поздравил школьных работников с началом нового учебного года, пожелал успехов в их благородной деятельности. Он подчеркнул, что перед работниками образования стоят ответственные задачи в плане обучения и воспитания школьников достойными гражданами нашей Родины. Было также отмечено то огромное внимание, которое уделяет вопросам образования Глава ЧР Рамзан Кадыров.
— Необходимо в ходе учебного процесса,- продолжил М. Басханов,- больше внимания уделять успеваемости и воспитанию каждого ученика. Формирование личности, дальнейшее становление человека зависит от учителей. Если сегодня не приложить максимум усилий для правильного воспитания наших детей, то завтра они станут добычей в руках лжеидеологов различных мастей. Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров (Дала г1азот къобал дойла цуьнан) ценой своей жизни остановил войну, добился того, чтобы в нашей республике не гибли люди, а жили в мире и безопасности. И сегодня мы с вами видим, какое огромное внимание уделяет Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров образованию подрастающего поколения. Мы должны понимать, что это общая задача органов власти, учителей и родителей. От нас всех зависит судьба молодого поколения. Если мы сегодня не будем им объяснять, как отличить добро от зла, то фактически потеряем наших детей. Для того чтобы они не становились приверженцами различных ложных течений, каждый должен осознать свою персональную ответственность за наше будущее. Дала т1аьхье беркате йойла!
Затем слово для доклада было предоставлено начальнику РОО Т. Вахаеву.
Говоря о ситуации в Шатойском районе в сфере образования, он сообщил, что на начало 2022-2023 учебного года в Шатойском муниципальном районе насчитывается 19 образовательных учреждений, из них СОШ — 12, ООШ — 6, НОШ — 1, а также 1 учреждение дополнительного образования.
Далее подводя итоги предыдущего, 2021-2022, учебного года, Т. Вахаев подчеркнул, что одним из ведущих показателей результативности труда педагога, коллектива школы является качество знаний учащихся. Анализ данного показателя по итогам 2021 — 2022 учебного года показал, что аттестовано — 2829 человек (301 обучающиеся 1-х классов не аттестуются), из них: обучающихся на «5» -242 человека (10,6%);обучающихся на «4» и «5» — 917 человек (41,9%).
— Ключевой фигурой в образовательном процессе,- продолжил Т. Вахаев,- является преподаватель, поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса.Обучением и воспитанием занимаются 432 педагогических работников, 64,6% которых имеют высшее образование, среднее специальное образование — 29,6 %. Серьезное внимание уделяется курсовой подготовке учителей: 332 учителей — предметников повысили свои квалификации в 2021-2022уч. году. Основной состав педагогического сообщества района имеет педагогический стаж более 20 лет, это 60% педагогов и руководителей учреждений. Число молодых педагогов, имеющих педагогический стаж до 3 лет, составляет всего 9,8%. В 9 образовательных учреждениях района имеются школьные автобусы, что позволяет обеспечить подвоз обучающихся к месту учёбы. Питанием охвачены 1202 обучающихся района.
Докладчик отметил, что анализ результатов государственной итоговой аттестации в Шатойском муниципальном районе позволил получить информацию об уровне и качестве общеобразовательной подготовки выпускников 9-х и 11-х классов. А также определить направления совершенствования образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов. Остановившись на итогах государственной итоговой аттестации, которая служит показателем независимой внешней оценки качества образования, начальник РОО сообщил, что в 2021-2022 учебном году в Шатойском муниципальном районе в период подготовки к проведению ГИА были созданы все необходимые организационные структуры для ее проведения. Сформирована база данных участников ГИА (ЕГЭ, ЕГЭ). На Учебной платформе ФГБУ «Федеральный центр тестирования» было проведено обучение специалистов из числа работников образовательных учреждений, участвующих в проведении ГИА (руководители ППЭ, организаторы, технические специалисты). На конец 2021-2022 учебного года численность выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений района составляло 155 человек, из них допущены к ГИА решениями педагогических советов 154 выпускника. Отрадно отметить, что все 4 медалиста 2022 года подтвердили свои оценки в ходе государственной итоговой аттестации. Среди медалистов есть рекордсмен по баллам — выпускница МБОУ «СОШ с. Чишки» Хава Банаева, набравшая 98 баллов по русскому языку.
— Мы гордимся такими выпускниками,- сказал докладчик,- и сердечно благодарим и самих ребят за усидчивость и прилежание, и их родителей за воспитание и поддержку детей, и, конечно, педагогов — за высокий профессионализм и огромный труд!
Анализируя процедуру проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11-х классах района и ее результаты, Т. Вахаев сделал следующие выводы:
1. Образовательные учреждения района обеспечили выполнение мероприятий План-графика по подготовке и проведению ГИА в 2022 году.
2. Информированность всех участников образовательного процесса с нормативно — распорядительными документами проходила своевременно через совещания различного уровня, информационные стенды.
Исходя из анализа результатов государственной итоговой аттестации за 2021 -2022 учебный год, в целях совершенствования деятельности школ района по организации и проведению государственной итоговой аттестации необходимо:
— на заседаниях школьных и районных методических объединений проанализировать результаты ГИА выпускников XI классов и использовать их для обсуждения на педагогических советах, разработки планов мероприятий по повышению качества подготовки к ГИА выпускников XI классов в 2023 году, построения школьной и муниципальной систем оценки качества образования;
— выявить предметы и педагогов, которые завышают оценки по текущей успеваемости, определить причины снижения качества знаний по учебным предметам;
— усилить контроль за объективностью выставления текущих, годовых и итоговых отметок выпускникам XI классов (прежде всего выпускникам 11-х классов, претендующим на награждение медалью «За особые успехи в учении»);
— продолжить работу по совершенствованию системы организации итоговой аттестации выпускников школы в форме ЕГЭ через повышение информационной компетенции участников образовательного процесса;
— совершенствовать систему работы по психологической поддержке школьников и их родителей в течение всего учебного года для снятия напряжения при сдаче выпускных экзаменов.
Было также отмечено, что одним из эффективных механизмов повышения качества образования является расширение использования цифровых возможностей, для чего ведется работа по развитию технологической инфраструктуры школ района.
Также на повышение качества условий, позволяющих расширить образовательное пространство для каждого ученика, направлено создание центров естественнонаучной и технологической направленности «Точки роста», которые функционируют в 6 школах. Откроются такие Центры еще в 3 школах района.
Особое внимание собравшихся Т. Вахаев обратил на относительно слабые результаты школьников на олимпиадах и дал рекомендации по исправлению данной ситуации.
— Традиционно доклад на августовской конференции,- заметил докладчик,- заканчивался постановкой задач на предстоящий учебный год. Сегодня я еще раз акцентирую ваше внимание на основополагающих документах, определяющих задачи деятельности. Это Закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральные государственные образовательные стандарты; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», а также другие многочисленные проекты документов, с которыми еще предстоит знакомиться и обсуждать.
Именно эти документы, по его словам, должны стать основой для анализа результатов работы и постановки задач на новый учебный год в каждом образовательном учреждении. Современная школа нуждается в инновационном развитии, которое должно быть основано на принципах образовательной политики, определённых в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Приоритетами на ближайшие годы являются: полноценное формирование новой системы поиска и поддержки талантливых детей, переход к ориентированной модели образования в средней и старшей школе, превращение школы в центр жизни, а не только в место, где учат детей. Предметом особого внимания сегодня должно стать повышение эффективности как учебной, так и воспитательной работы, и, прежде всего, гражданско-патриотического воспитания школьников.
— Я поздравляю всех присутствующих, всех коллег с новым учебным годом, творческих поисков и удач в вашей благородной педагогической деятельности. Поздравляю вас с наступающим Днем знаний! Здоровья, профессионального роста и успехов вам!
Затем участники педагогического форума перешли к прениям по докладу, в ходе которых начальнику РОО и руководству района было задано множество актуальных вопросов. Также работники образования внесли ряд предложений по усовершенствованию деятельности общеобразовательных учреждений, который будет изучен администрацией района и райотделом образования.
Завершился педагогический форум вручением почетных грамот лучшим педагогам и концертной программой художественной самодеятельности, представленной районным отделом культуры.