Сегодня мы публикуем мысли опытного педагога Зары Сахитовной Сагиевой о профессии учителя, ее месте в современной жизни, о нравственном состоянии общества.
Зара Сахитовна родилась в селе Побединское Грозненского района. В 1981 году пошла в 1-й класс Побединс- кой средней школы и в 1992 году успешно окончила 11 классов в данной школе. В 2004 году окончила ЧГПИ и получила специальность учитель русского языка и литературы высшей категории.
Принимала участие в профессиональных конкурсах. Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года-2014». Победитель регионального конкурса «Лучший учитель Чеченской Республики-2016». Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года России-2023».
С 2001 года работает учителем русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе села Дай. Она не мыслит себя без этой профессии.
Я преподаю русский язык и литературу, очень люблю этот предмет. Со школьных лет у меня предрасположенность к русскому языку. Немалую роль в этом сыграла моя учительница — Наталья Николаевна Терещенко, которая являлась также моим классным руководителем.
Низкий ей поклон за это.
Все мои учителя заслуживают самых высоких похвал. Побединская школа считалась одной из самых сильных школ Грозненского района. Это, конечно же, благодаря мастерству и профессионализму наших учителей «от Бога». Я горжусь тем, что была их ученицей и стараюсь преподавать свой предмет так же интересно, как и они.
По крайней мере, я стремлюсь к этому. Нужно просто знать и любить свою профессию, свой предмет и подходить к работе творчески. Каждый ребенок — целый мир, неповторимый, непохожий на других. Задача учителя — не разрушить ненароком этот мир, не навредить ему. Трудно, конечно, но учитель должен уметь находить подход к каждому ученику.
За 22 года работы у меня сложился определенный стиль преподавания, свое видение проблем современного образования. Мы живем в очень сложном и интенсивно меняющемся мире. Порою, мы не успеваем за временем и не понимаем «куда несет нас рок событий». Очень часто у нас не хватает времени зайти к соседям и просто выпить чашку чая и мило побеседовать так, ни о чем.
Мы живем в век технологий, век Интернета. Цифра прочно вошла в нашу жизнь, укрепилась в ней, заняла свои позиции и это неизбежность, от нее мы никуда не денемся. Нам остается научиться жить в том ритме, который задает нам время. Сегодняшние ученики — это дети Гугл, и учитель как источник знаний отходит, зачастую, на второй план. Если у ребенка возникает какой-то вопрос, он должен получить ответ «здесь и сейчас», так как интерес у него недолго держится и он в поисках ответа прибегает к помощи Интернета.
Поэтому сейчас у учителя другая роль, а именно, роль наставника, управленца. То есть, учитель должен не учить, а управлять процессом обучения. Это требование времени, науки и современных технологий. Скажу, что считаю такие изменения не всегда нам, т.е. человечеству, на руку. Создание искусственного интеллекта ставит под сомнение и даже под угрозу такие перспективы, как развитие таланта у детей. Есть угроза того, что многие профессии окажутся просто-напросто ненужными. И именно сейчас очень важно акцентировать наше внимание на развитие эмоционального интеллекта у школьников, который я обозначаю как ЭQ. Каким бы мощным ни был искусственный интеллект, ничто не сможет заменить живые человеческие эмоции. Эмоциональный интеллект не менее важен, чем IQ. ЭQ — это способность самоконтроля, саморегуляции, это умение контролировать свои эмоции. Это немаловажное умение у современных школьников.
Времена меняются, жизнь не стоит на месте. Человек возносит одних кумиров, низвергает других. Но через какие бы испытания и потрясения не прошел человек, неизменным и неподвластным ни времени, ни обстоятельствам должна оставаться его душа, его совесть. Только от тебя самого и только от тебя зависит чистота твоей души, твоей совести. Бог должен для человека существовать не только на небесах, Он должен быть у каждого в душе, и проявляется Он в человеке в виде совести.
Пусть мне будет трудно в жизни, но сознание того, что моя душа и совесть чисты, будет поддерживать мое стремление к жизни. Конечно, один человек не в состоянии изменить весь мир, но он в состоянии изменить себя и стать лучше. Так писал в своей статье «Жить не по лжи» великий русский писатель, правозащитник Александр Солженицын.
В истории немало примеров, как бессовестное отношение к своей работе может стоить десятки тысяч человеческих жизней. К примеру, недавнее землетрясение в Турции, где именно из-за недобросовестности строителей случились такие большие жертвы. Сегодняшнее наше общество теряет самое ценное — совесть, и очень больно, когда сталкиваешься с лицемерием, ложью. Я хочу призвать всех своих коллег — давайте приложим все усилия для того, чтобы в наших детях пробудились бы ростки этого важного нравственного критерия — Совести. Ведь сегодняшние дети — это будущие врачи, учителя, строители, судьи… И если из них вырастут люди без совести — грош цена нашему труду. Как писал в своих Письмах о добром Дмитрий Лихачев «Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга…»
Я пытаюсь учить своих учеников именно такому пониманию жизни. И моя педагогическая философия заключается в следующем: пусть ребенок будет плохим учеником, это не страшно. Главное — чтобы из этого ребенка вырос настоящий человек, способный на сострадание, сочувствие и искреннюю любовь к Родине. Человеком, для которого главными ориентирами в жизни были бы — высокая нравственность, чувство собственного достоинства и чести.
ЗАРА САГИЕВА, учитель русского языка
и литературы СОШ с. Дай