И временем не вылечить эту боль…

И временем не вылечить эту боль…

Для нынешнего поколения молодежи сталинская депортация стала отдаленным прошлым, о котором они знают, что это была величайшая трагедия в истории чеченского народа, унесшая сотни тысяч жизней наших, ни в чем не повинных соотечественников. И хотя жертвами этой жестокой и бесчеловечной акции стали их отцы и деды, они не испытывают той жгучей боли, с которой об этих днях и годах вспоминают те, кто попал под безжалостный сталинский сапог депортации и лично пережил все ее ужасы.
Как и все вайнахи, в полной мере хлебнула эту горькую чашу и 86-летняя жительница села Урд-Юхой Хава Берсанова. Ей было всего десять лет, когда на рассвете 23 февраля 1944 года в их дом в селе Сатты ворвались солдаты НКВД. Они первым делом застрелили их собаку, затем, как и других мужчин села, задержали отца, а матери в жесткой форме приказали идти с четырьмя детьми (дочерью и тремя сыновьями), среди которых старшей была Хава, к колонне грузовых машин. Все что им разрешили — это взять с собой немного еды и теплую одежду. Отец присоединился к ним, когда они уже были в кузове машины.
Как самый страшный этап депортации вспоминает сегодня Хава путь, проделанный чеченцами до мест высылки. Стояли лютые морозы, в холодных, обледеневших вагонах, предназначенных для перевозки скота, тысячи и тысячи людей эшелонами ехали навстречу неизвестности, которая ничего хорошего им не сулила.
— Дощатые, изрытые щелями вагоны,- вспоминает Хава со слезами на глазах,- были битком набиты нашими родственниками, знакомыми, односельчанами. Спали вповалку, невозможно было согреться. Многие не выдерживали нечеловеческих тягот пути — умирали, и конвой выбрасывал трупы прямо в придорожные сугробы, на мерзлую землю. Как и у всех у нас скоро закончилась еда, которую успели прихватить с собой — начался голод. Трупов становилось все больше и больше, особенно много умирало детей.
Выживших на этом жестоком пути и добравшихся в стылые казахстанские степи ждали не менее суровые испытания, особенно в первые годы, пока спецпереселенцы не освоились с новыми реалиями и не приспособились к ним.
Спустя год после высылки умер отец Хавы. Она и сегодня не сдерживает слезы, когда рассказывает об этом.
— Поняв, что ему недолго осталось жить,- говорит она,- мой отец сам себе читал Ясин, который знал наизусть. Когда его не стало, мы два дня не могли его похоронить из-за сильной метели. Еще через год умер дядя — брат отца, который так заботился о нас — осиротевших племянниках. После этого моя мать осталась одна с четырьмя детьми на руках. Но она не пала духом, справилась с тяжелыми условиями жизни и сумела вырастить всех детей.
Хвала Всевышнему, мы вернулись на нашу любимую родину, по которой так тосковали долгими казахстанскими ночами, грезили о ней и мечтали возвратиться под сень родных домов. До сих пор помню, как мы радовались, получив известие, что чеченцам разрешили вернуться на землю своих предков. Мы были самыми счастливыми людьми на земле! Но вопрос, который мы задавали солдатам и друг другу в тот день, 23 февраля 44-го года, а потом и все годы депортации, меня мучает до сих пор: за что нас так жестоко наказали? И не нахожу ответа…
Жизнь Хавы после возвращения в Чечню, в родное село, сложилась, по ее словам, счастливо. Она создала свою семью, вырастила шестерых детей. Сейчас у нее 15 внуков и 8 правнуков! Все они очень обожают ее, и она живет окруженная их заботой и любовью. Достойно прожитая жизнь, прекрасные дети, ставшие уважаемыми людьми в обществе и многочисленные любящие внуки и правнуки — что еще надо человеку для счастья!
В беседе с нашим корреспондентом Хава затронула еще один волнующий ее вопрос — это жизнь современной молодежи. Она отметила, что многие молодые люди думают, что главное в жизни — деньги, машины, шикарный дом, высокооплачиваемая работа или бизнес и прочая мирская мишура.
— Разве это главное в жизни? — спрашивает она.
И сама отвечает:
— Главное — жить на своей земле, воспитать достойную семью, быть полезным родным и близким, трудиться и зарабатывать свой хлеб честным трудом, помнить о Всевышнем, перед которым придется держать ответ всем нам. Я желаю молодежи думать об этом. И еще желаю ей мира, чтоб она никогда не видела войн и разлуки с родиной и самыми близкими людьми. Пусть Аллах даст им долгую и счастливую жизнь!

About Post Author

Общество