Шаро-Аргун в ожидании новых перемен

Шаро-Аргун в ожидании новых перемен

У каждого горного села есть своя особенная история. Есть она и у Шаро-Аргуна — небольшого населенного пункта Шатойского муниципального района. По меркам высокогорья Шаро-Аргун можно отнести к средним селам. Расположено оно в живописном месте на левой стороне реки с одноименным названием Шаро-Аргун. Расстояние до райцентра Шатой составляет 17 км, а до ближайшего села Халкелой — 5 км. По архивным сведениям село Шаро-Аргун берет свое начало еще с царских времен, а точнее — с 1831 года.
На первый взгляд село как село. Таких в горах не один десяток. По живописности Шаро-Аргун не уступает другим высокогорным селам района. Как явствует из рассказов сельчан Рамзана Арсанукаева и Хусейна Башаева, село носит на себе отпечаток всех тех событий, который пережил чеченский народ на протяжении веков в своем историческом развитии. К сожалению, не все события имели для горного села позитивные последствия. Прошедшие в республике две военные кампании также наложили свой отпечаток.
— В результате военных действий жителям этого села, а также близлежащих хуторов, территориально относящихся к Шаро-Аргунскому сельскому поселению (Нижалой, Босой, Багачарой), пришлось в первое время ютиться у своих родственников в различных районах республики. Причина все та же — известные события. Сегодня, обустроившись собственным жильем, они крепко осели в селах Первомайское, Ермоловка, Самашки, в 15-м молсовхозе, в Грозном… Но, как говорится, душой и сердцем они всегда здесь — на земле своих предков.
Об этом и многом другом мы решили поговорить с главой администрации Шаро-Аргунского сельского поселения Магомедом Джабраиловичем Кинцаевым, который уже 18 лет возглавляет администрацию села.
— В Шаро-Аргуне официально зарегистрировано 71 хозяйство, но фактически проживает 27 семей,- начал он. — По сведениям из демографической справки 1929 года численность населения Шаро-Аргуна составляла 421 душ, а на сегодняшний день насчитывается 305 человек. В хуторе Нижалой, который расположен от Шаро-Аргуна в 12 километрах, до выселения проживало 700 хозяйств, в Босое (17 км от Шаро-Аргуна) — 300 семей и в Багачарое, находящегося в 8 км от Шаро-Аргуна — около 150 хозяйств. Сегодня эти родовые селения опустели. Кстати, они намного древнее самого Шаро-Аргуна,- продолжает глава села. Начну с того, что в Шаро-Аргуне, благодаря руководству республики, есть все блага цивилизации для комфортной жизни — село газифицировано, есть электричество и связь, проведен водопровод, где сельчане пользуются чистой родниковой водой. В селе исправно функционируют фельдшерско-акушерский пункт, сельская библиотека, мечеть. А вот, администрация поселения и сельская библиотека ютятся в здании ФАПа, благо, что площадь позволяет. Но мы не теряем надежду и ждем, когда удастся сменить съемную крышу на собственную. Из-за малого количества обучающихся (всего 19 учащихся), в Шаро-Аргуне отсутствует местная школа. Районный отдел образования счел целесообразным возить детей на школьном автобусе в школу соседнего села Халкелой. Большие проблемы создает для сельчан и отсутствие магазина, в связи с чем приходится ездить за продуктами первой необходимости в райцентр Шатой. Эти и другие нерешенные вопросы, кажущиеся мелкими и малосущественными, чаще всего рождают у людей чувство социального дискомфорта.
Как далее сообщил глава Шаро-Аргунского поселения Магомед Кинцаев, благодаря стойкости нескольких десятков семей, вцепившихся всеми корнями в отчий край, Шаро-Аргун остается жить. После слов «жить» так и хочется добавить «и развиваться». Свой «хлеб насущный», как это было веками, шаро- аргунцы добывают за счет животноводства. В личных подсобных хозяйствах есть всякая живность. Но главные кормилицы — крупный и мелкий рогатый скот. Мясо, молоко, масло, сыр — все свое. Выручают сочные летние пастбища и покосы для заготовки сена. Земельные наделы здесь, как и всюду в горах, скудные, однако при должном старании дают, хоть и небольшие, урожаи кукурузы, картофеля, моркови, фасоля и т.д.
Сам Магомед тоже из этих мест. Здесь он родился и вырос, основал крепкое хозяйство. Вырастил и воспитал достойную семью — у него шестеро сыновей. Старший из них, Ахмед, в настоящее время выполняет воинский долг на Украине в составе элитного полка имени Ахмата-Хаджи Кадырова. Второй сын, Умар, служит в Росгвардии, а третий — Дауд, работает в районной газовой службе, а остальные трое еще учатся в школе.
— Все же,- говорит глава села,- основной нашей проблемой остаются внутрисельские дороги, ведущие в родовые села Нижалой, Босой и Багачарой, протяженностью десятки километров, которые после обильных дождей требуют постоянного ремонта. Невзирая на труднодо- ступность к этим местам, нижалойцы своими силами уже построили 7 домов, воздвигли новую мечеть на месте старой, построенной еще до выселения, обновили также зиярат шейха Каима-хаджи. Не остались в стороне и босойцы — они также построили мечеть и обновили зиярат своего шейха Ахмада-хаджи. Здесь также уместно будет сказать о том, что жители села с благодарностью отзываются о нашем односельчанине Нурди (Алихан) Хажбикарове, который внес достойную лепту в развитие села. Он за свой счет построил мост через реку Суорак-Эхк, благоустроил внутрисельские дороги с гравийной подсыпкой, привлекая для этого необходимую спецтехнику.
Шароаргунцы выражают также благодарность руководителю района Руслану Акаеву за постоянную поддержку. Он часто посещает эти места, не понаслышке знает о чаяниях и проблемах горцев и старается оказать помощь по мере сил и возможностей.
Остается лишь добавить, что горный Шатойский район, который возглавляет инициативный и готовый к переменам руководитель, проделал немалую работу по восстановлению края наших отцов и Шаро-Аргун окажется в числе первых в новых планах района на перемены.

М. ЭСКИЕВ

About Post Author

Общество