Много теплых и проникновенных слов сказано и написано о Первом Президенте ЧР А-Х. Кадырове. Но нас интересуют все больше новые свидетельства о нем. Мы решили встретиться в стенах редакции с человеком, непосредственно встречавшимся с Первым Президентом ЧР — кенхинцем, ныне заслуженным ветераном труда К. Г. Гаджиевым.
Говоря о самих кенхинцах, следует отметить, что в древнем Кенхи, рядом с чеченцами, сотни лет компактно проживают, трудятся и растят детей выходцы из соседнего Дагестана — аварцы.
Курамагомед Гаджиевич Гаджиев больше 30 лет (с 1977 по 2009 годы) был главой села Кенхи (тогда еще Советского района), затем председателем Шаройского районного Совета депутатов. В последнее время работал в должности заместителя главы администрации района и советником руководителя района. Во время выборов Президента ЧР 2003 года возглавлял предвыборный штаб Ахмата-Хаджи Кадырова по Шаройскому району.
За столь долгий период работы в этих хлопотных и беспокойных должностях Курамагомед Гаджиев встречался (как по долгу службы, так и в неформальной обстановке) со многими руководителями республики. Естественно, встречался он и с Ахматом-Хаджи Кадыровым. Память о своих встречах с Первым Президентом ЧР, Героем России А-Х. Кадыровым К. Гаджиев хранит как бесценную реликвию, вновь и вновь возвращаясь к ним, особенно в знаменательные даты.
— В общении с Ахматом-Хаджи сразу бросалась в глаза его простота, душевность, отзывчивость,- вспоминает Курамагомед. — Он говорил с нами просто, невзирая на свой высокий пост и положение. Это был очень доброжелательный и искренний человек. Во время наших встреч он всегда интересовался положением дел в горном Шаройском районе, радовался тому, что аварцы, проживающие в Кенхи, живут своей жизнью, в соответствии с национальными обычаями и традициями, которые во многом схожи с чеченскими. Мы рассказывали Ахмату-Хаджи обо всем этом, а также о том, что ни один из жителей с. Кенхи в НВФ не участвовал. Боевики не смогли заманить нашу молодежь в свои сети. И это, конечно, не могло не радовать Ахмата-Хаджи, как и нас самих.
На одном из совещаний с главами районов, городов и сел в 2003 году в Гудермесе Ахмат-Хаджи в своей откровенной беседе с нами особо подчеркнул, что главы сел ближе всех стоят к населению, они являются их представителями, защитниками их интересов. По всему было видно, что он придавал большое значение становлению сильной, дееспособной власти на местах, опирающейся, прежде всего, на большинство населения. Со своей стороны, Ахмат-Хаджи обещал нам всяческую помощь и содействие. А то, что обещал, Ахмат-Хаджи всегда выполнял. Помню, каким подарком стало для нас, представителей власти на местах, выделение автотранспорта (для всех глав сел без исключения). Лично я получил автомобиль «Нива», на котором много лет ездил, бывая в любое время дня и ночи там, где требовалось присутствие главы села.
Вторая наша встреча с Ахматом-Хаджи состоялась уже в Грозном, куда руководство республики перебралось из Гудермеса. «Кабинет» Ахмата-Хаджи был тогда в одном из вагончиков на территории правительственного комплекса. Делегация Шаройского района, в числе которых были и уважаемые старейшины, приехали к Ахмату-Хаджи с просьбой, чтобы на правительственном уровне оказали помощь семье трагически погибшего от рук бандитов главы администрации района Мухадина Мусалова (Дала декъалвойла иза). Здесь же зашел разговор и о новом руководителе района. И надо сказать, внимательно нас выслушав, Ахмат-Хаджи согласился с нашим выбором — лишь бы от него была польза району и работал во благо людей. А это Ахмат-Хаджи считал главным в работе любого руководителя. Будучи глубоко богобоязненным и до глубины души сочувствующим чужому горю человеком, Ахмат-Хаджи не оставил семью погибшего Мусалова без должного внимания: по его указанию им была выделена автомашина “ГАЗель” и средства на строительство дома. По ходатайству Ахмата-Хаджи М. Мусалов был также представлен к высокой награде — ордену “Мужество” (посмертно).
На прощание Ахмат-Хаджи обещал району всевозможную помощь как приграничной зоне, заселенной представителями разных национальностей. Помню, он даже пригласил в кабинет корреспондентов различных СМИ, которые засняли и записали нашу встречу.
Отрадно отметить, что ныне один из самых отдаленных и труднодоступных районов республики — Шаройский, динамично развивается. Сегодня в высокогорном Шарое, можно сказать, торжествует закон и правопорядок и это не может не радовать людей, которые здесь живут и работают, в том числе и нас — аварцев, для которых Чеченская Республика стала второй родиной во многом благодаря таким людям, как наш Первый Президент Ахмат-Хаджи Кадыров.
Как известно, 2016 год был объявлен годом нашего района. Здесь благодаря Главе ЧР Рамзану Кадырову, достойному сыну своего отца, достигнуты успехи в сфере социально-экономического, культурного и духовного возрождения горного региона. Неузнаваемо меняет свой облик и наше село Кенхи. По личному указанию Рамзана Ахматовича капитально отремонтированы старые и строятся новые дома, расширяется и ремонтируется дорога, ведущая в село. Помимо всего этого, в районе ведется строительство административных, хозяйственных и иных объектов и, самое главное, что весьма нас радует, — восстанавливается историко-архитектурный комплекс “Шарой”, что, безусловно, является достопримечательностью не только горного края, но и всей республики. Ахмат-Хаджи мечтал о возрождении горного края. И мы, горцы, воочию убеждаемся, как эти мечты сбываются. Но самое главное — Ахмат-Хаджи Кадыров остановил горькие слезы матерей, вернул лицам детей улыбки, подарил им радость и уверенность в завтрашнем дне. Он заслужил уважение и бесконечную благодарность представителей всех этносов, населяющих этот прекрасный край, дарованный нам Всевышним. Он так и ушел, оставив в сердцах людей чувство невосполнимой утраты и вечную память.
Мухади Саламов,
заслуженный журналист ЧР